Вадим Жилин: «Ключевым инструментом в бизнесе являются информационные технологии»

Порт Южный, как и другие морские порты Украины — такое хозяйственное образование, для которого информационные потоки являются основой его деятельности. О развитии информационных технологий, о планах и перспективах работы в этом направлении мы говорим с заместителем начальника порта по информационным технологиям Вадимом Валерьевичем Жилиным.

— Вадим Валерьевич, не будем отступать от традиций, расскажите о себе

— С Вашего позволения, буду краток. Родился в г.Харьков 17 октября 1967 года. Школу закончил в Севастополе — с золотой медалью. Затем продолжил обучение в  Высшем военно-морском ордена Красной Звезды училище радиоэлектроники имени А. С. Попова, которое окончил  с «красным» дипломом. По окончании училища, с 1990 года по 2002 год служил на кораблях, частях и соединениях Северного флота РФ на офицерских должностях. Дослужился до звания капитана второго ранга, в 2002 году уволился в запас. Первое гражданское место работы – Мурманский морской торговый порт, по специальности – ведущий системный инженер. В начале 2005 года вернулся в Севастополь и до 2010 года, то есть в течение пяти лет, работал в стивидорной компании ЗАО «СК Авлита». С 18-го августа 2010 года работаю в порту Южный. Так что морская тематика мне сопутствует постоянно. Женат. Есть дочь.

— Впервые в истории нашего порта в штатное расписание была введена должность заместителя начальника порта  по информационным технологиям. С чем, по Вашему мнению, это связано? Какие задачи были поставлены перед Вами?

— Ну, во-первых, в порт пришла команда, в которой так подобраны специалисты, которые, по моему мнению, обладают теоретическими и практическими навыками современного менеджмента управления производственным предприятием. Давно уже стало стандартным то, что ключевым инструментом в бизнесе являются информационные технологии. Соответственно, и пришедшая команда понимает, что уровень IT на  предприятии, в данном случае, в порту, надо поднимать. Развитие бизнеса неразрывно связано с IT. Именно поэтому на современных предприятиях – промышленных, производственных, крупных холдингах, фабриках заводах существует такая должность как IT-директор, либо заместитель директора. По классификации IT-менеджер отвечает за развитие информационных технологий. Поэтому и возникла необходимость введения такой должности. Но, к сожалению, в морских портах страны такая должность не везде есть, но за этим будущее, и я думаю, что в скором времени у нас будут перенимать опыт и внедрять у себя. Это как эволюция в развитии портовых, стивидорных услуг. 

— Начало работы в порту. Первые впечатления. Что Вам понравилось, и чем Вы были разочарованы?

— Естественно, при новом назначении, руководитель должен видеть, с чем ему придется работать. Должна быть проведена некая инвентаризация, ревизия, если хотите, бизнес-процессов, материально-технических средств, людских ресурсов, технологий. С первых же дней этим занимался и я. Первые месяцы занимался именно пониманием организации, структуры. У нас высокотехнологичный сектор, процессы IT проходят практически с момента основания порта, в прошлом году было 25-летие ИВЦ, хозяйство связи еще старше. Они развивались в годы еще при советской власти, довольно динамично, в соответствии с возможностями того времени. Это касается как ИВЦ, так и хозяйства связи. Была организована структура, созданы секторы, подобраны квалифицированные специалисты. К тому моменту, как я приступил к работе в порту – в ИВЦ была существующая в большей части собственная разработка автоматизированной системы управления (АСУ), более 180 видов автоматизированного учета в порту. На сегодняшний момент в хозяйстве связи организована хорошая структура для представления сервиса, это традиционная телефония, радиосвязь, в соответствии с требованиями законодательства Украины, подзаконных актов, нормативных документов. Не стыдно было показать, как оно есть. Комиссии, такие как НКРС, проходят с положительными результатами, и с минимальным количеством замечаний, и грубых нарушений никогда не фиксируется. Это говорит о том, что люди качественно содержат свое заведование.

Из недостатков, а тут нельзя говорить, что это недостаток отдельно взятого порта, как порт Южный. Я считаю, на данный момент это недостаток всей отрасли. Именно в том ключе, что это было связано с историческими процессами: распад СССР, формирование нового государства, новое управление, экономические трудности и.т.д. Во многих  портах развитие IT остановилось где-то на уровне конца 90-х, а именно по применению новых  технологий и инструментов для разработки автоматизированных систем, методологий процессного управления IT. То же самое случилось и в нашем порту. То есть системы развивались, модернизировались, но при этом использовались старые инструменты, не было внедрения инновационных технологий. К примеру, в коммерческих структурах,  очень  живо реагируют и находят применение новым IT-технологиям, которые в итоге делают управление предприятием, бизнесом в целом более прозрачным и эффективным.

— А Вы не считаете, что сотрудники ИВЦ и ХС не проявляли достаточной инициативы для того, чтобы убедить руководство порта что-либо внедрять?

— Возможно, следовало бы проявлять настойчивость в данном вопросе. Тут, очевидно, влияли объективные и субъективные факторы: руководители приходили разные, кто-то был хорошо знаком с этой сферой деятельности, кто-то не очень. Да и не было еще такого развития IT-технологий, персональных компьютеров, автоматизированных систем управления, средств связи, мобильной связи. Но мир шагнул в развитии вперед, сегодня мы имеем довольно бурное развитие IT, которое идет взрывным процессом, естественно мы не всегда успеваем шагать в ногу с прогрессом. Очень трудно успеть за современными технологиями, быть, как говорится, на гребне волны, но мы стараемся, прагматичным образом находим то, что действительно  интересно бизнесу, и стараемся это внедрить. Вот поэтому, оценив обстановку, я понял, что надо очень большими шагами двигаться вперед. Тем более, что нас поддерживает руководство порта, с пониманием важности процесса.

— У Вас в подчинении ИВЦ, хозяйство связи и КМБ. Ну, копировально-множительное бюро – это маленькое подразделение, а если взять ИВЦ и связь, где было больше проблем технического характера, кадрового, каким Вы видите кадровый потенциал этих подразделений?

—  Дело в том, что трудно сравнивать эти два подразделения, у них несколько разные направления работы. Хозяйство связи — это такой устоявшийся сектор, сфера услуг, которая не требует на данный момент времени тотальной модернизации. Но и здесь мы стараемся не стоять на месте. В порту большое количество абонентов мобильной связи, широкий спектр и самые современные средства радиосвязи, радиостанции, цифровая связь. В этом вопросе нельзя сказать, что хозяйство связи сильно отстаёт и имеет в эксплуатации  старое архаичное оборудование. Конечно же, в недалеком будущем, мы перейдем на боле современное оборудование наземной связи, IP-телефонию, которая в мире активно внедряется, занимает нишу, вытесняя устаревшее аналоговое оборудование, то есть традиционные системы. Копировально-множительное бюро в полном объеме выполняет каждодневную работу. Дружный женский коллектив, на протяжении многих лет трудятся вместе. Их мало, но они в тельняшках (улыбается). Я доволен их работой, претензий нет, помогаю им при возникновении производственных проблем.

Что касается ИВЦ, то, во-первых, сектор разработки и поддержки  не был в достаточной степени обеспечены средствами разработки АСУ, использовались уже довольно устаревшие инструменты, соответственно, и разработанное  программное обеспечение, очень быстро перестало  удовлетворять требования современного бизнеса, во-вторых, специалисты сектора  разрабатывали программное обеспечение так сказать с нуля, полностью собственными силами. И тут начинала проявляться очень большая зависимость от человеческого фактора. То есть человек пишет программное обеспечение, это становится его уникальной разработкой, которая в подавляющем большинстве случаев не была подробно описана в виде технического проекта и руководства разработчика. Уходит человек – начинаются большие проблемы с поддержкой и использованием данного программного обеспечения. Фактически ИВЦ само стало загонять себя в угол. Соответственно, это стало рисковым моментом для бизнеса. Следующий момент – это содержание информационно-технической структуры предприятия. Это касается сетей передачи данных, самих рабочих станций, серверных мощностей.  Техническая поддержка  была не лучшим образом организована. Этим пришлось заниматься в первую очередь, заниматься организацией эффективной технической поддержкой в формате «24х7». В результате сейчас у нас почти отработана полноценная первая линия поддержки. На «горячем» телефоне есть специалист, который оперативно обрабатывает все заявки  портовиков. Заявки фиксируются в автоматизированной системе заявок, и пользователь по запросу может получить информацию по своей заявке, на какой стадии находится процесс ее выполнения. Также руководители соответствующего звена ИВЦ, в том числе и я, могут видеть степень исполнения заявок, за месяц, за сутки, выполнение каких заявок просрочено, соответственно, выносится административное решение. Есть полный контроль за выполнением заявок. Как показывает блиц-опрос и практика, это сразу дало положительный результат и пользователи оценили, что деятельность ИВЦ стала меняться коренным образом. Изменилось время реакции, ответственность, отношение людей, это относится и к работникам порта, пользователям компьютеров. Работа эта, конечно, очень кропотливая, ответственная. Обновился коллектив, пришли новые люди и остались те, кто действительно хочет работать, развиваться. Люди поняли, что стиль руководства, подход к IT изменился, естественно, изменились требования, и кто-то решил, что с такими требованиями им не по пути, и они решили уйти, это естественный процесс. Вы знаете, можно сравнить: есть автомобиль «Мерседес» и есть автомобиль «Запорожец». Я пришел сюда с задачей пересадить персонал вверенных мне подразделений  из «Запорожца» в «Мерседес», кому с нами не по пути, пусть остается в «Запорожце»… Поэтому, как видите, коллектив сейчас – это люди, которые готовы работать, изучать новые технологии, которые верят в свои силы, и я считаю, что их потенциал далеко не раскрыт. Расцветают новые таланты, мы охотно берем молодых людей, причем не обязательно ищем с большим стажем работы, мы берем молодежь, которых тестируем, видим, что головы светлые, в них заложен большой потенциал, и, как показывает практика, это действительно дает свои плоды. Специалисты растут и очень быстро достигают неплохих результатов, осваивают инструмент и становятся профессионалами своего дела. Недавно и.о. начальника ИВЦ назначена Корнева Марина Викторовна. Прошу любить и жаловать. Она с первых же дней совместной работы показала себя с положительной стороны, человек, который действительно с большой ответственностью относится к делу, очень быстро изучает технологии, причем скрупулезно изучает, как руководитель – высокопрофессиональна, ее хорошо воспринимает коллектив,  коммуникабельна, умеет находить общий язык и со своим коллективом, и с сотрудниками порта. И хозяйство связи, и ИВЦ – в первую очередь сервисные подразделения, сервисный центр IT, поэтому тут немаловажно умение руководителями на местах общаться с заказчиком. Заказчик требует уважительного к себе отношения, поэтому мы учитываем эти моменты и стараемся соответственно подбирать персонал, который умеет работать в команде и нормально относиться к людям. Считаю это правильным кадровым решением. В ИВЦ мы сейчас на стадии окончания формирования коллектива, это та структура, которая будет в этом составе существовать продолжительное время.

— Вадим Валерьевич, 18 августа исполнился год, как Вы работаете в порту. Что удалось сделать за это время?

— Я считаю, что за год мы смогли добиться довольно неплохих успехов. Это стало возможным, благодаря пониманию руководства и выделению нам ресурсов, поддержке нашего развития, в лице руководителей порта.

Основным и самым значимым событием  я считаю, то что,  нам удалось в очень короткий срок реализовать проект создания автоматизированной системы управления логистикой порта, в рамках основной деятельности, на базе известного продукта бизнес – аналитики премиум класса  IBM Cognos BI.  Продукт доработан по нашему техническому заданию нашими партнерами ООО «Корпоративные бизнес системы» совместно со специалистами ИВЦ. Об этом проекте хотелось бы сказать многое, но в рамках нашего интервью отмечу следующее:

— во-первых, руководство порта получило удобный инструмент управления основным производством, который ими же и создавался. Поверьте, и начальник порта и первый заместитель, заложили немало, я бы сказал, креативных идей и ноу-хау в этот инструмент. Далеко не каждый порт в СНГ,  как минимум, может похвастаться таким инструментом. В IT- проекте его успех зависит на 50% от правильного выбора партнера и на остальные 50 от участия и продвижения проекта самим конечным заказчиком. Именно благодаря высокому профессионализму и настойчивой поддержки этого проекта руководством порта мы получили положительный результат. А проект и сейчас не стоит на месте. Он динамически расширяется, приобретает зрелость и актуальность. Люди на местах учатся работать и управлять производством по-новому.

— во-вторых: специалисты-разработчики ИВЦ получили в свои руки новый современный инструмент разработки. Они прошли курсы обучения, получили навыки, теперь этот инструмент позволяет специалистам ИВЦ самостоятельно разрабатывать  управленческую отчетность любого уровня, получая данные с автоматизированных систем любого уровня. По первому же запросу любого руководителя мы готовы быстро, оперативно сформировать отчетность, которая может быть доступна не только на своем рабочем месте, но даже тогда, когда человек находится в командировке, в любой точке, где есть Интернет. Теперь руководитель может  следить и понимать, что происходит, видеть ключевые показатели работы своего подразделения и порта в целом

Не хочу много хвастаться, но, как я уже говорил, мы наладили работу службы технической поддержки, если говорить об охвате информационных технологий структур порта, то развили локальные сети, их протяженность, нам удалось подключить к единой сети порта наши удаленные подразделения: СП «Портовик», гостинично-жилищный комплекс, детский сад. Работники данных подразделений теперь нормально могут работать с программным обеспечением, выполнять свои производственные задачи, в том числе и учета. В СП «Портовик» внедрен автоматизировано-программный комплекс,  он называется «SuperHotel». Подобными системами оснащены все современные гостиницы, что упрощает деятельность работников данного подразделения, обеспечивает им ввод данных, учет и контроль их финансово-хозяйственной деятельности. В ближайшей же перспективе оснащение таким же комплексом нашего ГЖК, но там будет смешанное решение, это же не только гостиница, есть еще и общежитие, гостиничную часть будем автоматизировать. Решается задача по обеспечению подобной линией связи высокоскоростных магистралей и связи с нашей локальной вычислительной сетью базы отдыха «Лагуна». Также в перспективе у нас в этом году — обеспечение высокоскоростными каналами связи и локально-вычислительной сетью отдельно стоящих зданий и сооружений, которые находятся на территории первого грузового района. В связи с техническим износом, да и как морально устаревшее оборудование, принято решение заменить радиоудлинители телефонной линии «SENAO» на современные средства мобильной связи. Запланирована модернизация автоматизированной системы управления технологическими процессами комплекса вагоноопрокидывателей.

Также, до конца этого года должны реализоваться проекты по замене существующих старых систем на новые высокотехнологичные АСУ, в рамках управление ресурсами предприятия. Это включает заявочную компанию, финансовое планирование, деятельность основных складов ОМТС. К октябрю-ноябрю мы уже должны получить бета-версии и протестировать ее. В следующий год мы должны войти с новым инструментом, подразделения будут планировать свои бюджеты уже на совершенно новом инструменте.

Надо отметить и тот факт, что эти системы должны эксплуатироваться на современном оборудовании. В этом году мы приобрели новое современное серверное оборудование, которое снизит энергозатраты, административные затраты на содержание серверного парка. Сейчас производится его ввод в эксплуатацию и миграция существующих автоматизированных систем и сервисов на новую платформу.  Благодаря этому у нас высвобождаются дополнительные возможности по количеству оборудования, что позволит обеспечить горячий резерв на случай выхода из строя основного ресурса, дает нам новые возможности развития систем и увеличит в несколько раз их производительность.  Приобретение современного серверного оборудования  тоже считаю большим достижением, этого оборудования не хватало предприятию в рамках информационной безопасности предприятия.

— Кто будет проводить обучение?

— Основная ответственность ложится на наших партнеров, которые предлагают и согласовывают с нами программу курсов и авторизованные учебные центры. У нас специалисты уже имеют не по одному сертификату, порт не жалеет на это средств и это воздается сторицей.

— И напоследок вопрос личного характера. У Вас есть увлечения?

— Мне очень повезло. Как в детстве, так и сейчас, увлечение совпадает с работой. Это и есть гармония, очевидно.

— Спасибо за беседу.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: