Из истории рождения и становления портового флота порта «Южный», или сколько зим пронеслось, сколько лет…

Первенец портового флота
р/к «Зенит» — рейдовый пассажирский катер (проект 1411).
Дата поступления в порт 12.10.1978г.
Длина (м) 21,9
Ширина (м) 5,3
Осадка (м) 1,7
Мощность главного двигателя (э.л.с.) 150
Скорость (узлов) 9,5
Вместимость (чел.) 50
Год постройки 1978
Место постройки Ростов-на-Дону, ССЗ «Красный моряк»
Дата списания 15.10.1998 (в Николаев заводу «Океан»)

Р/к «Зенит»
Рейдовый пассажирский катер «Зенит», рассчитан для работы на внешнем рейде прибрежной зоны открытых морей, был создан на базе «старых» лоцманских катеров. Основное назначение катера – это перевозка 50-ти человек или 1-й тонны груза. Катер имеет ледовый класс и хорошую мореходность. При постройке не была запланирована установка РЛС. Главный двигатель «3Д6» мощностью 150 э.л.с. Данный тип двигателя, прозванный на флоте «швейной машинкой» в своё время был создан в СССР специально для установки на танках. Ломались эти двигатели довольно часто. Не совсем надёжным было и «сцепление», т.е. реверс-редуктор (механизм, связывающий вал двигателя с гребным валом катера). «Ахиллесовой пятой» такого механизма были диски «Феридо», которые часто «горели». 
Приёмка катера в Ростове-на-Дону 
А я после разговора с Бересневым попал на приёмку «Зенита». Ехало нас четверо – старшим был помощник капитана В.Федорцов, который вёз все командировочные, с ним мотористы-матросы С.Лысогоров, И.Наконечный и я, имевший на тот момент к двигателям весьма косвенное отношение. Капитан В.Кисилёв и ст. механик А.Руденко (бывший помощник капитана буксира «Рекорд» в Одессе) уже были в Ростове.
В самом Ростове мы практически не были, а жили на противоположном берегу Дона, на судостроительном заводе «Красный моряк» прямо на борту «Зенита». Кстати, уже тогда на стапелях стояли два катера нового типа, «предки» нашего теперешнего «Арктура». На «Зените» мы жили в нижнем пассажирском салоне. Получали снабжение, ходили на ходовые испытания, постепенно занимались конвертовкой (закрывали снаружи деревянными щитами все стёкла пассажирского салона) катера. Питались в заводской столовой. Но это пока были у причала. А ведь этот катер, на котором не было даже намёка на камбуз, равно как и электросети 220 вольт (на ходу бортовое напряжение было только 24 вольта), предстояло гнать через два моря. Что тут делать? Купили за свои командировочные керогаз, запас керосина, кастрюли, тарелки, чашки, ложки. Закупили некоторое количество продуктов и ближе к концу сентября тронулись в путь в сопровождении речного «грузовичка» типа «Волга-Дон» (назывался он «Абрамцево»). Караваном это можно было назвать с большим допущением, так как он нас очень быстро обогнал и стал уходить вперёд. Пришлось выжать из «Зенита» все его лошадиные силы хотя бы по причине почти полного отсутствия на фарватере великой реки Дон львиной части навигационной обстановки, т.е. буёв. Как бы там ни было, из речки вышли без приключений и после обеда наш «Зенит» впервые попробовал морской воды, войдя в Таганрогский залив. «Сопровождающий» уже был далеко впереди, а вскоре и вообще ушел налево (нет, не то, что вы успели подумать), повернув к порту Темрюк. К ночи дошли до Жданова (ныне Мариуполь) и там выяснилось, что своим ходом нас дальше не выпустят и нам надлежит ждать буксир. Через несколько дней на крепкой привязи к морскому паровому буксиру «Чуваш» двинулись в долгий путь к порту Южному. Всех нас, т.е. экипаж «Зенита», «везли» на «Чуваше», а наш первенец «семенил» на привязи сзади. Чтобы нам, рядовым «зенитчикам» служба мёдом не казалась, наш капитан приказал посменно стоять вахту на мостике буксира, следя (не потерять бы) за постоянно ныряющим в волны «Зенитом», который как маленькая белая собачонка тащился далеко за кормой.
Первые шаги в порту
Через почти трое суток, рано утром 28 сентября 1978г. прибыли на рейд порта Южный. Позавтракав (на буксире нас накормили завтраком) подтянули «первенца» к «Чувашу» и десантировались на борт своего «Зенита». Завелись, прогрелись, отвязались и пошли. Мы — в порт, а «Чуваш» в море, по своим дальнейшим буксирным делам.
Официально же «Зенит» был «прописан» в порту Южном только 12.10.1978г.
Ошвартовались у свай ещё строившегося тогда первого причала (кстати, тогда как раз проходило первое профсоюзное собрание порта). Капитан и старший механик пошли докладывать о прибытии. Первый, кого на берегу встретил Руденко, был ни кто иной, как Данченко, который уже был принят в порт и должен был ехать мотористом на приёмку «Буруна». Но на «Зенит» тоже нужен был ещё один моторист-матрос. Руденко предложил Данченко влиться в доблестный экипаж первого «настоящего» катера портового флота.
Через некоторое время Киселёв и Руденко вернулись и «Зенит» отправился к месту своего первого, хоть и временного базирования на плавпричал ГДП (Григорьевская дистанция пути, плавпричал которой находился у нынешнего песочного комплекса ПРР-1).
На следующий день меня сменил наш новый моторист-матрос Данченко. Я домой не спешу, «крутимся» на палубе, судовыми работами занимаемся. Через некоторое время на борт зашёл какой-то «смурной дядько» и, практически не поздоровавшись, прошёл в салон, к капитану. Как вскоре выяснилось, это был наш первый начальник портофлота Ю.С.Бутов, который был принят на работу уже после нашего отъезда в Ростов.
Продолжение следует.
Текст и фото Виктора Красюка

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: