Как это было. Вспоминаем вместе

1966год. Участок автомобильной дороги Одесса – Николаев, который, как и в Дофиновке, постепенно «съедало» море. Как видите, асфальта тогда здесь не было. Вся дорога очень долго, от дня своего рождения в начале ХХ века, выглядела именно так. Постепенно, в начале 60-х, основная её часть уже была покрыта асфальтом, который укладывали прямо поверх «брусчатки». В первозданном виде оставили только участки дороги на подъёмах, чтобы на заснеженной и скользкой трассе было меньше проблем. Вдоль дороги стоят столбы, но не «электрические», а телеграфные. Справа от дороги виден лабаз (помещение для охлаждения и хранения рыбы). Для сведения, в те времена холодильников не было, особенно по сёлам. Зимой, когда наш лиман покрывался толстым слоем льда (а его толщина достигала 80 см.!), его заготавливали в специальном, покрытом камышом, помещении. Именно оттуда его брали, когда начинался лов рыбы. Свежую рыбу укладывали в деревянные ящики, пересыпая её льдом.  Так улов мог храниться довольно долго. Заготовленного льда хватало до следующего зимнего сезона.
Слева видна строящаяся насыпь, куда вскоре перенесли дорогу, постепенно уходящую под воду.
Практически в центре кадра морской прибой, который набегает на причал, где стоят рыбацкие лодки. На этом месте сейчас канал порта.  За лодками хорошо видны старые, построенные ещё в 1946г., дамбы (они частично сохранились и сегодня в районе базы отдыха «Лагуна»).
Над дамбами вверх уходит дорога, справа от которой с трудом можно рассмотреть небольшую постройку. Это так называемые «печки», где из белого (не жёлтого) камня-ракушечника выжигали известь. Способ выжигания известен, но здесь нет необходимости его подробно описывать.
На этом фото, сделанном с крыши строящегося управления ОПЗ – начало весны 1978г. Внизу видны конструкции монтирующегося химического комплекса ОПЗ. Справа от них можно рассмотреть столбики ограждения водонапорной башни. Сейчас здесь стоит поликлиника ОПЗ. Слева вверху – временный вход в порт между снятыми в ноябре 1974г. пролётами автомобильного моста. Строятся оперативный причал и здание БРЛС. Можно увидеть, что  слева, и справа от этой стройки уже плещется вода. Практически это остров, куда рабочих доставляли катером. Даже когда вскоре был засыпан временный проход, катер всё равно использовался довольно активно. Ведь строителей, которых привозили из Одессы на западный берег, гораздо быстрее можно было доставить катером, нежели везти их вокруг лимана.
Справа от этого частично намытого землесосом «острова» — ещё частично существующая перемычка между морем и лиманом. Её с двух сторон ужё «грызут» «Рион» и «Ильичёвск».
 Окончательно перемычка «приказала долго жить»  весной 1978г. Работа по уничтожению преграды между лиманом и морем проходила довольно тяжело ввиду «тяжёлых» грунтов. Попадались и «подарки» последней войны – не разорвавшиеся авиабомбы. Не стоит забывать, что это — место высадки Григорьевского десанта.
Продолжение следует.
Текст и фото Виктора Красюка
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: